Виктор Шаповалов: нам неинтересно просто устанавливать каркас безопасности!


Автоспортивный проект Лада Клуба LADA Race постоянно развивается. Ключевым мероприятием 2010 года для наших гонщиков стало впроведение чемпионата по картингу Формула LADA Race, а это 12 этапов на разных картодромах в течение всего года.

Сегодня мы с радостью сообщаем всем о нашем новом информационном партнере - web-альманахе PR-Touring. Главный редактор этого проекта - небезызвестный Никита Котровский. PR-Touring будет поддерживать наш чемпионат по картингу в этом сезоне, а в дальнейшем мы значительно расширим границы нашей деятельности. Не забывайте, что вся деятельность LADA Race направлена на популяризацию автоспорта, принять участие в мероприятиях проекта может любой желающий!

Первым шагом нашего сотрудничества стала публикация эксклюзивного интервью с Виктором Шаповаловым.

- В России нет автоспорта. До недавних пор это утверждение трудно было оспорить. Многие уверены, что нет его у нас до сих пор, да и вряд ли когда-нибудь появится… Тем не менее, Вы придерживаетесь несколько другой точки зрения?

Да, немного, мягко говоря, другой. Я считаю, что в российском автоспорте сейчас переломный период, характеризующийся определенными тенденциями. Первая – подготовка сразу нескольких профессиональных кольцевых трасс, которых в России раньше не было. Давайте кратко пробежимся по ним. «Смоленское кольцо» – очень приличная трасса, европейского уровня. Да, не для Формулы 1, но вполне достойная, с хорошим профилем, интересной конфигурацией, которая в принципе позволяет проявить профессионализм пилота.

«Нижегородское кольцо» - тоже с точки зрения конфигурации очень приличная трасса. Там, правда, нет никакой инфраструктуры, но думаю, это следующий этап. По крайней мере, трасса в наличии,- это уже не мало. Казанский «Каньон». С точки зрения конфигурации и пилотажа – это просто сумасшедшая трасса; я даже не знаю, с чем ее можно сравнить. Есть такая американская трасса «Лагуна Сека». На казанской трассе некоторые повороты специфичные и очень похожи на «Лагуну Секу». Из европейских «Каньон» можно сравнить с «Брэндс Хэтч», только в Казани трасса, на мой взгляд, куда более совершенная и скоростная.
Что же касается спортсменов и автоспорта... Некоторое время назад все пытались сделать автомобили как можно дешевле, думая, что это даст определенный толчок развитию автоспорта и массовому приходу спортсменов в гонки. Для этого РАФ узаконила много доступных классов, группу N, R1 в ралли, класс «Национальный» – эти машины недорогие, в пределах 20 тыс. долларов.
Но, как ни странно, чуда не случилось. Люди не захотели в массовом порядке ездить на таких автомобилях. Видимо, все-таки человек, который стремится участвовать в автогонках, хочет ездить на действительно гоночной машине…

- Что Вы под этим понимаете?

Выражусь языком купюр: автомобиль становится гоночным начиная с 50 тысяч евро. Потому что есть базовые вещи, которые в машине должны быть, - ну например, спортивная подвеска, она дорогая; переделанная тормозная система; форсированный двигатель; каркас, ремни безопасности, сидения, специальный бензобак и так далее. Список, естественно, далеко не полный.
Главное заключается в том, что те, кто в состоянии тратить большие деньги на автомобильный спорт, хотели бы иметь достойную гоночную машину. Те же, у кого нет денег, - они и на дешевую вряд ли найдут средства. У них другой путь – поиск спонсора. А до поры, до времени они могут заниматься ребилдом, выкупая б/у технику. Нет ничего невозможного. У каждого свой путь в автоспорте.
Есть мировые примеры, когда люди попадали в автомобильный спорт, не имея за душой ни гроша. Яап Ван Лаген попал в гонки, когда работал на стройке, скопил немного денег и поехал в соревнованиях прокатного картинга – пару раз выиграл, его заметили, пригласили. Пару лет он мыл колеса в какой-то гоночной школе. И лишь затем ему разрешили попробовать себя за рулем спортивной машины. Энди Приоль – трехкратный чемпион мира. Он жил в вагончике в Сильверстоуне и подметал трек несколько лет, прежде чем кого-то убедил, чтобы ему дали старую машину для участия в гонках. С этого момента и началась его автоспортивная карьера…
Возвращаясь к тенденции удешевления спортивных машин, отмечу, что это стремление удешевить автомобиль до какого-то абсолютного значения – оказалось малоэффективным.
Другая тенденция – состав участников гонок. Он весьма разношерстен. Одни едут хорошо и быстро, другие полупрофессионалы, третьи – новички или бизнес-драйверы. То количество автомобилей, которое скопилось на руках - тоже сильно различается. У кого-то это подготовленные автомобили по старым требованиям «Туринга», у кого-то по новым, у других же вообще группа N. Это тоже надо сегментировать. Нужно вводить новые регламенты. Ведь участие в гонках – не только профессиональный спорт, но и большая доля удовольствия. Участникам должно быть интересно в той компании людей, куда они попадают. Регламент этих соревнований должен быть более демократичен и гибок. Есть мировые примеры – например, гонки Dutch Super Car, они созданы для тех спортсменов, у которых есть автомобили разной подготовки, там более гибкие регламенты, а в итоге все в выигрыше, и главное – сами участники.

- Виктор, а что Вы можете сказать о сезоне WTCC-2010? Наверняка же продолжаете, так сказать, оставаться в курсе событий?

Естественно, продолжаю следить. Многие предрекали, что чемпионат чуть ли не умрет, но ничего похожего не случилось. По сути, никто не пропал, кроме «Лады». Мировые автопроизводители понимают, зачем нужны гонки. Костяк чемпионата сохранился, пришло много новых людей. Появились новые трассы – в Португалии (один год это Порто, другой – Альгарве стационарная трасса). Появился Бенилюкс, трасса Зольдер. Производители очень хотели иметь Бенилюкс в календаре гонок – потому что это большой рынок. На следующий год есть идеи новых трасс, но пока сложно что-то говорить. Чемпионат жив, борьба не стала менее интересной. Все перспективы развития WTCC сохранены. В следующем году приходит «Хонда» в виде бразильского отделения. В 2012 году планируется приход либо «Субару», либо «Тойоты». У «Тойоты» был определенный перерыв, они ушли из Формулы 1, видимо, маркетологи сделали заключение, что первая формула и «Тойота» не очень-то соответствуют друг другу. Лидер, кстати, в WTCC сейчас – «Шевроле». Шесть лет им понадобилось, чтобы возглавить протокол. Это к вопросу о том, что нельзя начинать гонки, добиваться каких-то результатов и сворачивать участие…

- Вы сейчас говорите о «Ладе»?

Ну а о ком же еще!?

- Давайте обобщим: прошлый год был отмечен массовым уходом автомобильных компаний из различных автоспортивных дисциплин. На Ваш взгляд, тенденция сохраняется?

Я бы не стал на этом делать такого ударения. Да, случилось несколько уходов из первой формулы, и они были достаточно громкими. Но если посмотреть на участие производителей в других гонках, то мы не обнаружим ни одного ушедшего, кроме «Лады». Это было просто раздуто в СМИ. Многие команды, которые были заводскими, остались. Да, под другими именами, с другими собственниками… Но остались. Собственно, как и «Сеат». Как заводская команда, они ушли из WTCC, но команда осталась.
В ралли, к примеру, пришло море производителей. «Шкода» вернулась, «Пежо», «Фиат» – я бы сказал, это даже массовый приход в гонки. Кто ушел из формулы, просто перешел в другие дисциплины. «Опель» объявил о том, что он приходит в DTM со следующего сезона. Концерн GM представлен в разных гонках разными брендами - «Опель» в DTM, «Шевроле» в WTCC. «Форд» остался в гонках, «Ситроен» остался…

- Все-таки вернемся к нам. Как по-вашему, есть ли потенциал у российских гонщиков в мировых сериях? Появились ли какие-то новые перспективные имена за последние два-три года?

Да Вы и сами наверняка знаете эти имена (смеется). А если серьезно, полагаю, что потенциал есть у всех, вопрос в личной трудоспособности, психологической устойчивости, таланте, воле, терпении. Сильных пилотов много, но есть топ-пилоты. До топ-уровня из российских пилотов еще никто не дошел. Зачастую наши пилоты по приходу в Чемпионат думают, что им для победы не хватает только быстрой машины. Уверяю Вас, они ошибаются.

- Ну а Петров?

Что касается Виталия, все в его руках. Успех зависит от того, насколько он сможет адаптировать себя к уровню гонок ЧМ. Он, безусловно, талантлив, и лучший среди российских пилотов. Но очень много нюансов в гонках именно топ-уровня. Все зависит от его психологической устойчивости, трудоспособности, правильного менеджмента, везения.

- Кого бы Вы еще отметили, так сказать, на вскидку?

Михаила Алешина. Он едет в формуле Рено мировой серии. Этот человек приложил очень много усилий, чтобы достичь серьезного уровня выступлений.

- Пару слов о Ваших личных формульных пристрастиях..

В Формуле 1 болею за Марка Уэббера. Он заслуживает чемпионский титул, у него потрясающая работоспособность. Секрет команды «Ред Булл» – это даже не секрет, а обычный целенаправленный труд группы людей, который рано или поздно приводит к успеху. Когда они только пришли в Формулу 1, они были последними. У них было много факторов, которые обеспечивали возможность добиваться результатов, была серьезная поддержка компании, были деньги этим заниматься. Был хороший менеджер, довольно молодой, который знал, как распорядиться этими деньги. Была сильная команда, объединенная одной целью. Через шесть лет - они лидеры чемпионата.

- Неужели Вы даже не упомяните о Михаэле Шумахере?

То, что происходит с Шумахером, – вполне логично. Так и должно быть с пилотом после долгого перерыва. Гонщики, участвующие в мировом чемпионате после после продолжительной паузы, нуждаются в определенном времени для адаптации. Когда ты выпадаешь из чемпионата топ-уровня, теряется определенный драйв. В кузовных гонках – то же самое. Казалось бы, тот же BTCC (Британский туринговый чемпионат) – это супер-чемпионат. Но даже пилотам BTCC нужна адаптация, чтобы потом ехать так же быстро в WTCC. Чтобы начать выигрывать в Чемпионате мира, нужно время. Это другой менталитет, другая психологическая настроенность, обусловливающая стремление пилота к более высокому уровню. Есть закон – если вы сильный и попадаете в слабую команду, ваша сила скатится до уровня команды, если вы слабый и попадаете в сильную команду – вы подтягиваетесь до их уровня.

- Пару слов о Вашей автоспортивной биографии, Виктор. Вы, что говорится, плотно осели в Тольятти. Появилось настоящее дело? Что-то действительно стоящее?

Сейчас мы силами компании «ТМС» (бывший «ТоргМаш»), коллективом, усиленным специалистами, которые были в команде LADA SPORT WTCC, готовим автомобили на базе «Лада», прежде всего, для сложных, инжиниринговых гонок. Наш опыт позволят готовить автомобили уровня чемпионата мира (за плечами подготовка и испытания в боевых условиях Priora WTCC).
Также готовим узлы и агрегаты для различных видов гонок. Это КП, двигатели, - спортсмены используют их и в ралли-кроссе, и в кроссе, и в треке. В кольце очень мало «Лад», они только в группе N, где практически серийные автомобили. Это не инжиниринговые классы, нам неинтересно просто установить каркас безопасности. Инжиниринговый класс – это, к примеру, Д1А в ралли-кроссе, класс европейского уровня – машины, сделанные по всем передовым принципам построения гоночного автомобиля. Соответственно в этот класс мы сегодня предлагаем «Ладу Калину» различных версий подготовки. Вообще, сегодня из активно развивающихся и массовых гонок в России - ралли-кросс, пожалуй, на первом месте. Конечно, там машины более сложные и дорогие, но, как показывает практика, людям интересно тратить деньги на такие гонки. Так, недавно подготовили две «Калины» для известных татарских спортсменов Ирека и Джаудата Миннахметовых. На тестах машины показали отличные результаты. Вазовский серийный двигатель форсирован до 215 л.с. (один только двигатель стоит порядка 600 тыс.руб.) На этих машинах спортсмены планируют принять участие в Кубке Президента Татарстана (28-29 августа) и дальше участвовать в рамках чемпионата России по ралли-кроссу. Что интересно, на Кубок Президента Татарстана приедут также ребята со своими машинами из Европы – боевыми «Рено», «Ситроенами», «Фольксвагенами». Это будет уже конкуренция российских производителей и иностранных, что само по себе уже интрига.
Еще один интересный нам вид соревнований – это зимний трек, класс А1600 – там серьезные двигатели, порядка 185-190 л.с. Это довольно насыщенный класс, соревнования проходят во всех регионах России, собирая большое количество участников. Туда мы тоже готовим технику. Ну и, конечно, продолжаем с надеждой смотреть в сторону кольцевых гонок, потому что любим кольцевой автоспорт. Поглядим, как будет развиваться «кольцо», и какие автомобили могли бы насытить этот класс, в том числе и на базе «Лады».
Одно могу сказать точно: если будет развиваться «Туринг», то Priora подготовки WTCC еще даст о себе знать. Это – автомобиль мирового уровня. Думаю, что если в этом году мы бы участвовали в чемпионате мира, она каждую гонку боролась бы за подиум. Priora WTCC – это топ-машина, и она вполне конкурентоспособна для участия в соревнованиях класса «Туринг» любого уровня.

- Что же, будем надеяться, что это когда-нибудь произойдет. И искренне желаем Вам удачи!

Спасибо.

Беседовал Никита Котровский (www.prtouring.ru, информационный партнер Лада Клуба)



Нравится 5


Комментировать...

Источник:

При использовании материала (полностью или частично) активная ссылка на сайт "Лада Калина Клуб" (www.ladakalina.net) обязательна!



Читайте также Смотреть еще

  • LADA Kalina 2 из Санкт-Петербурга....

    Всем привет. Вот и я на Калине 2. Я не разбираюсь в машинах, так как тут многие из вас, для меня замена...
  • LADA Kalina из Пензы. Отзыв владельца...

    Сегодня нагрянул пробег 10 тыщщ Дефекты, которые имелись у меня на Лада Калине второго поколения в...
  • Новый член семьи...

    Когда мы на семейном совете решили, что пора обзаводиться своим автомобилем, перед нами встал выбор (как,...