Гендиректор «АЗИЯ АВТО Казахстан»: Первую очередь завода в Усть-Каменогорске запустят в 2018 году


Гендиректор «АЗИЯ АВТО Казахстан»: Первую очередь завода в Усть-Каменогорске запустят в 2018 году

Генеральный директор «АЗИЯ АВТО Казахстан» Ержан Мандиев в интервью аналитическому агентству «АВТОСТАТ» рассказал как идет строительство нового завода полного цикла в Усть-Каменогорске, на какую долю рынка могут рассчитывать модели Лада Веста и Лада Икс Рей, какие модели планируют выпускать на строящемся предприятии и многом другом. Официальный Лада Клуб публикует интервью Ержана Мандиева в полном объеме.

- В 2013 году был дан старт строительству автозавода полного цикла, где планировалось выпускать модельный ряд LADA (Granta и Kalina). Ожидалось, что предприятие заработает в 2015 – 2016 гг. На каком этапе сегодня данный проект?

- Дело в том, что комплекс будущих производств полного цикла потребует строительства 262 тысяч кв. м промышленных и складских площадей. Общая территория нашего кластера – 523 гектара. Найти целостный земельный участок для реализации проекта, даже в промышленных районах Усть-Каменогорска, оказалось невозможно. Администрация региона предложила нам территорию, которая находилась в собственности 7 различных частных собственников.

Процесс выкупа этих земельных участков и передачи прав собственности занял долгие месяцы. Не меньших временных затрат потребовало оформление документации, которая необходима для строительства инженерной инфраструктуры, что вполне ожидаемо – речь идет о первой стройке такого масштаба за весь постсоветский период.

В результате монтаж инженерных коммуникаций – электросетей, водо-, газоснабжения, подъездных путей – был начат с задержкой, что повлекло корректировки в графике реализации проекта в целом. Тем не менее, мы рассчитываем, что запуск первой очереди нового производства состоится в середине 2018 года.

- Что еще успели сделать за это время? Как скоро можно ожидать возведения цехов?

- На сегодня выполнены земляные работы по снятию плодородного слоя и вертикальной планировке на территории площадью в 732 футбольных поля. Сформирован собственный парк строительной и специальной техники (более 80 единиц). Построен модульный строительный городок: административно-бытовые корпуса, общежития для строительного персонала, складские помещения общей площадью 20 тысяч кв. м. Это объект, который обеспечит одновременную работу двух тысяч строителей. Введены в строй собственный дробильно-сортировочный комплекс, бетонно-растворный узел и производство железобетонных изделий (сваи, колонны, ростверки). С их помощью идет работа по возведению фундамента объектов первой очереди, в том числе цехов сборки и окраски.

На сегодня в реализацию проекта (с учетом логистической и сервисной инфраструктуры) инвестировано 33 млрд тенге. Это собственные средства группы «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО».

- Сколько уже вложил АВТОВАЗ? Или на данном этапе затраты идут только с вашей стороны? Каков общий объем инвестиций?

- АВТОВАЗ выступает технологическим партнером проекта и гарантом доступа к рынкам сбыта. Именно эти нематериальные активы стали вкладом АВТОВАЗа в акционерный капитал АО «АЗИЯ АВТО Казахстан», совместно учрежденного нами. Производственные инвестиции – ответственность казахстанской стороны, холдинга «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО».

Сейчас мы пересматриваем объем предстоящих затрат с учетом изменения курса казахстанской валюты, но прежние цифры таковы. Капиталовложения в создание мощностей сварки, окраски кузова и сборки автомобилей оценены в $840 млн. Затраты на строительство технопарка по выпуску автокомпонентов – $630 млн.

- Установка оборудования запланирована на какое время?

- Сейчас при поддержке правительства Казахстана на площадке ведется прокладка инженерных коммуникаций. Параллельно мы переходим к приобретению технологического оборудования первой очереди. Этот этап инвестиций потребует привлечения заемного финансирования. Рассчитываем, что нам удастся решить этот вопрос в ближайшей перспективе, и монтаж технологического оборудования первой очереди мы завершим до конца 2017 года.

- Какой объем производства запланирован и какие модели первыми встанут на конвейер?

- Проектная мощность первой очереди – 60 тысяч единиц в год. С запуском второй очереди мы увеличим производственные объемы до 120 тысяч автомобилей. Что касается линейки, в фокусе внимания, прежде всего, новые продукты наших партнеров. В том числе Vesta и XRAY. Но планы в отношении других моделей B-сегмента также остаются в силе.

- В перспективе на заводе «АЗИЯ АВТО Казахстан» будут собираться модели альянса Renault-Nissan? Если да, какие модели, сроки и объемы производства?

- Плеяда новых моделей АВТОВАЗа – это автомобили, построенные на платформах альянса. В новых продуктах под брендом LADA применяются технологические решения альянса. Производственные линии АВТОВАЗа, выпускающие модели LADA, Renault, Nissan и Datsun, имеют общих поставщиков комплектующих. Поэтому грань между продуктами и брендами альянса становится все более проницаемой. Если выпуск автомобилей других марок на усть-каменогорских мощностях будет востребован рынком, мы отреагируем на запрос потребителя. И такие перспективы нами, безусловно, обсуждались. Но говорить о них как о сформулированной маркетинговой стратегии пока преждевременно.

- На церемонии старта продаж LADA XRAY президент АВТОВАЗа г-н Бу Андерссон заметил, что LADA в прошлом году потеряла Казахстан как свой самый большой рынок экспорта…

- Слова господина Андерссона следует рассматривать исключительно в контексте адресованного ему вопроса. Он говорил о причинах снижения финансовых показателей АВТОВАЗа по итогам 2015 года. В частности, выручки. Тот объем казахстанских продаж и выручки, на который мы рассчитывали, достигнут не был. Речь шла лишь об этом. О «потерянных», точнее говоря, недополученных объемах.

- Да, по итогам 2015 года LADA продала в Казахстане 24,5 тысячи новых автомобилей, упав почти на 46%...

- Вслед за рынком. Ведь в чем причины снижения показателей? Они носят общерыночный характер, и российским наблюдателям хорошо знакомы. Это падение цен на мировых рынках сырья, глубокая и затяжная девальвация национальной валюты (на 131% за два года в случае казахстанского тенге) и, как следствие, сокращение объемов автомобильного рынка. В 2015 году продажи официальных дилеров в Казахстане (если брать сегмент легковых и легких коммерческих авто) упали на 40%. Из 34 брендов, представленных в легковом сегменте, 27 показали снижение. Вы спросите, оказалась ли LADA в числе марок, наиболее пострадавших от рыночной рецессии? К счастью, нет.

- Как вы оцениваете позиции марки LADA на казахстанском рынке в данный момент?

- Наш холдинг располагает самой разветвленной сетью автоцентров на рынке Казахстана. У нас собственный парк железнодорожных вагонов и автовозов. Поэтому мы чрезвычайно гибки в вопросах ценообразования. К тому же предлагаем клиенту лучшие условия автокредитования. Благодаря перечисленным обстоятельствам, позиции LADA в Казахстане по-прежнему сильнее, чем на российском рынке. На линейку LADA – это итоги 2015 года – приходится 28% сегмента легковых авто в республике. LADA – по-прежнему бренд №1 по объемам продаж. Как я уже отмечал, в минувшем году было реализовано 24,5 тысячи таких автомобилей. Этот результат в 2,5 раза выше, чем у ближайших соперников – брендов Hyundai и KIA. А если мы прибавим машины, приобретенные казахстанцами в приграничных городах России в период ослабления рубля, цифра окажется значительно выше. Только в минувшем году по «серым» каналам в Казахстан было поставлено порядка 9 тысяч новых автомобилей LADA.

- Действительно, продажи у казахстанских дилеров не совпадают с количеством регистраций новых автомобилей на территории Казахстана. Как долго казахстанцы, на ваш взгляд, будут продолжать ездить за автомобилями в Россию?

- На сегодня об оттоке покупателей к российским дилерам можно говорить в прошедшем времени. Курс казахстанского тенге к рублю пришел к значениям «мирного времени», и цены в российских шоу-румах были скорректированы с учетом новых закупочных цен. К тому же, казахстанские власти предприняли ряд мер, позволивших ограничить поток стихийного импорта.

- Как вы можете оценить «упущенную выгоду» казахстанских дилеров в этой ситуации?

- Это колоссальные цифры. Только в легковом сегменте без участия официальных дилеров было ввезено 68 тысяч новых автомобилей и порядка 127 тысяч подержанных. И это только по прошлому году. Объемы оттока в 2014 году вас также впечатлили бы...

- Каковы производственные планы по вашему действующему производству?

- Казахстанское правительство сегодня предпринимает меры по восстановлению отрасли. И мы уверены, что эти усилия возымеют эффект, поэтому вместе с партнерами наметили достаточно смелые производственные планы на текущий год. Смелые – с поправкой на продолжение рыночного спада. В этом году мы планируем наладить сборку большей части модельного ряда LADA на действующих мощностях «АЗИЯ АВТО Казахстан». В список выпускаемых продуктов войдут и новинки – LADA Vesta и XRAY. По предварительным оценкам этот шаг позволит нам увеличить выпуск автомобилей марки до 19 тысяч единиц по итогам года.

- Как вы оцениваете перспективы новинок LADA Vesta и XRAY на рынке? Как показал наш опрос, не все официальные дилеры LADA пока знают о такой модели, как XRAY, сейчас они больше ориентированы на Vesta…

- Фактически на второй месяц продаж Vesta вошла в TOP-10 самых продаваемых моделей российского рынка. Это феноменальный результат. На рынке Казахстана ситуация менее показательна – сюда новинка пока поступила в более скромных количествах. Но – даже с поправкой на складской дефицит – по итогам января, первого месяца продаж, Vesta заняла 11-ю строчку в рейтинге бестселеров, а в списке самых востребованных предложений АВТОВАЗа Vesta уступила лишь внедорожнику LADA 4x4. Мы полагаем, что по мере наращивания поставок Vesta займет более 20% суммарных продаж марки, XRAY – не менее 10%. Эта оценка касается как рынка Казахстана, так и 11 городов России, где работают автоцентры нашего холдинга.

- Как известно, холдинг «БИПЭК АВТО» в прошлом году вышел на российский рынок. Каковы планы вашей дилерской сети на 2016 год? Дальнейшая экспансия?

- Действительно, наш холдинг в минувшем году приобрел 15 дилерских центров LADA в Сибирском и Уральском федеральных округах. Вместе с АВТОВАЗом мы модернизируем сбытовую и сервисную инфраструктуру марки в азиатской части России. С запуском новых усть-каменогорских мощностей в этих автоцентрах будут продаваться автомобили казахстанской сборки. И если состояние рынков двух стран будет благоприятствовать, до конца нынешнего года мы рассчитываем расширить российскую сеть холдинга за счет 9 новых автоцентров в таких городах, как Курган, Магнитогорск, Красноярск, Кемерово, Бийск и Оренбург.



Нравится 1


Комментировать...

Источник: Лада Калина Клуб

При использовании материала (полностью или частично) активная ссылка на сайт "Лада Калина Клуб" (www.ladakalina.net) обязательна!



Читайте также Смотреть еще